Вторник, 17 февраля, 2026

Устим Кармалюк возглавил крестьянские протесты на Подолье в 19 веке

Среди героев исторического прошлого украинского народа почетное место занимает Устим Якимович Кармалюк, мужественный борец против феодально-крепостнического гнета, бесстрашный мститель за тяжкую судьбу крепостных. Именем Кармалюка гордится свободолюбивый украинский народ. Его деятельность выпадает на первую треть 19 века. Это был период ужасного крепостного права, когда произвол помещиков над крестьянами не имел предела. Помещики Украины, как и помещики России, расширяли путем крестьянских наделов свои посевы, устраивали в имениях промышленные предприятия. В связи с этим постоянно росла барщина, которая во многих местах Украины достигала 6-7 дней в неделю. Люди работали целую неделю на помещика. Крестьяне, чтобы не погибнуть от голодной смерти, вынуждены были возделывать свои наделы ночью. Кроме этого, крестьяне должны были отдавать помещику часть продуктов своего труда натурой или платить их стоимость деньгами. Народные массы выдвигали из своих рядов отважных вожаков-героев, которые всю свою жизнь посвящали великому делу борьбы за освобождение крестьян из-под крепостнического ига. Одним из таких широко популярных народных героев был Устим Кармалюк. Глубокая ненависть к эксплуататорам, безграничная преданность народу, бесстрашная решимость в борьбе, великий естественный разум и богатырская сила – это дало возможность Кармалюку возглавить крестьянские выступления на Подолье против феодально-крепостнического гнета. Далее на yes-khmelnytskyi.

Как зародилось повстанческое движение на Подолье?

Устим Якимович Кармалюк родился в селе Головчинцы в семье крепостного Якима Кармалюка. В возрасте 17 лет его забрали во двор господина Пигловского. Парень был трудолюбив, но непокорен. Помещик не мог пережить того, что его крепостной не позволял собой управлять, поэтому в 25 лет решил отдать его в царскую армию. Устим Кармалюк убежал и впоследствии возглавил ватагу крепостных и военных-дезертиров, нападавшую на имения господ. В ночь с 23 на 24 марта 1813 года ватага из четырех человек совершила первое общее воровство в селе Дубово. По показаниям Ткачука, Хрона и Кармалюка в ходе следствия выяснили, что они обокрали амбар крестьянина Катришина и забрали полторы мерки муки, пол копны яблок, копну яиц и 30 мотков пеньки и отдали все это Ткачуку для продажи. На следующую ночь с 24 на 25 марта было совершено нападение на дом крестьянина Федора Шевчука — с требованием, чтобы тот указал, кто в селе имеет деньги и провел к таким лицам. После отказа Шевчука стать наводчиком, его пытали, пытаясь проколоть тело копьем. Через несколько суток, ночью с 28 на 29 марта, Кармалюк, Хрон и Удодюк в Головчинцах совершили кражу у крестьянина Коваля. Забрали шапку и 1 корец ржаной муки. 13 августа 1814 года Кармалюк и Хрон в составе 111 человек были отправлены в Крым для прохождения службы в одном из расположенных там полков. Но с первого же тракта в селе Пановцы они совершили побег. Причем к Кармалюку и Хрону присоединились еще три дезертира — Коночивчук, Когут и Лебедчук.

Ссылка Устима Кармалюка в Сибирь

В период с августа по октябрь 1814 года ватага совершила ряд краж в селах Дубово, Головчинцы, Куриловке и Петране. Жертвами ограбления, в частности, стали супруги Онищуки. Кармалюк с Хроном находились под следствием в Литинской тюрьме около семи месяцев, после чего их перевели в Каменец-Подольский для оглашения окончательного приговора. Здесь их дело, как дезертиров, было передано в распоряжение комиссии военного суда. Суд по совокупности уголовных преступлений приговорил Кармалюка и Хрона к смертной казни. Однако подольский военный губернатор Бахметьев заменил этот приговор на лишение воинских званий, наказание каждого 25 ударами кнутом, клеймение и ссылку в Сибирь. В 1818 году их отправили в Иркутское губернское правление для направления на каторжные работы. Однако во время прохождения через станцию ​​Пересечения Вятской губернии арестанты скрылись и вернулись в Подолье. Далее они маневрировали под облавами карательных войск оккупационной администрации и везде поднимали крестьян на восстание. Весной 1819 года бесстрашные мстители перебрались в Балтский уезд, где организовали вокруг себя отряд крестьян и совершили ряд успешных нападений на имения помещиков. Активным помощником Кармалюка тогда, кроме Даниила Хрона, был беглый солдат Иван Черноморец. В период с 1820 года до 1822 года Кармалюк действовал в основном в Литинском уезде, тайно жил в своем селе или близ него. Крестьяне и городская беднота приютили его, проявляли гостеприимное отношение и охотно скрывали от преследований.

Кто стал приспешниками Устима Кармалюка?

Ватага Устима Кармалюка по социальному, имущественному, этническому составу была неоднородной. На разных этапах и в разные годы существования в ее состав входили лица, по социальному происхождению принадлежавшие к крестьянам, шляхте, мещанам и духовенству. Однако по социальному статусу преобладали дезертиры, беглецы из мест лишения свободы, потерявшие социальные связи и преследовавшие собственные цели. Именно они в период с 1813 года по 1835 год играли ведущую роль в ватаге и составляли ближайшее окружение вожака. Обязательным условием привлечения новичков было наличие у них предыдущего опыта соответствующей деятельности, судимости или нахождения под следствием. Нередко само знакомство в заключении с Кармалюком или представителями его ближайшего окружения сыграло решающую роль в их дальнейшем соучастии. Ватага Кармалюка постоянно увеличивалась. В начале его деятельности идеи поддержали 13 человек. Потом эта цифра выросла до 26 человек. А в период с 1830 по 1835 год количество приспешников Кармалюка увеличилось до 50 человек. Когда на начальном этапе события разворачивались только в нескольких селах Литинского и Летичевского уездов, то в последующий период центр деятельности кармалюковцев остается здесь, в то же время ими охватываются отдельные населенные пункты Могилевского, Ушицкого, Ямпольского, Винницкого и Брацлавского уездов Подольской губернии. Вместе с этим наблюдаются единичные случаи своеобразных рейдов на юг Волынской и Киевской губерний и в Бессарабию. Они связанные исключительно с кражами и реализацией скота.

Всю жизнь Устим Кармалюк провел в бедности

Несмотря на то, что Кармалюк отбирал у помещиков и сельских глитаев большие суммы денег и ценности, он не создал себе богатства, а оставался в нищете. Во время ареста у него либо совсем не находили денег, либо у него была такая скудная сумма, которой едва хватило чиновникам для того, чтобы выковать для него цепи. Официальные документы и народное творчество не раз подтверждают, что все имущество и деньги, взятые в помещичьих имениях, Кармалюк всегда раздавал бедным крестьянам. Органы царской власти неоднократно запрещали песни о Кармалюке и преследовали тех, кто их пел. Но напрасны были попытки царских сатрапов. Народные массы спустя десятилетие рабства и порабощения пронесли искренние песни, предания, рассказы, легенды и поговорки об отважной смелости, героической решительности и железной воле Устима Кармалюка в борьбе против эксплуататоров.

В начале октября 1835 года Галузинецкая комиссия через своих тайных агентов узнала, что Кармалюк бывает в селе Каричинцах-Путевых. Здесь проживал соучастник его многих нападений на помещичьи имения – крестьянин Прокоп Процков. Предательница поспешила сообщить о своей встрече с Кармалюком. Возле дома и в доме крестьян устроили засаду, которая имела цель поймать или убить Кармалюка. В ночь с 9 на 10 октября от выстрела шляхтича Рудковского погиб народный мститель Устим Кармалюк. Необходимо было обладать сверхчеловеческой силой, железной волей и непоколебимой верой в справедливость своего дела, чтобы перенести на себе до 1000 ударов шпицрутенами и плетьми, трехкратное клеймение и ссылку в Сибирь, избиение во время допросов и постоянные преследования. Ни многочисленные облавы помещиков и репрессивные меры царских чиновников, ни тюрьмы, ни крепостные стены, ни ужасные условия каторги — ничто и никто не смогло сломить его волю к священной борьбе с эксплуататорами.

.......