Во второй половине 19 века в Российской империи произошло важное событие – это отмена крепостного права, или еще историки называют крестьянской, аграрной реформой. Феодально-крепостническая система задерживала развитие большинства отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства в Подольской губернии. Около 90% населения губернии оставались крепостными. Но уже в 20-30-х годах 19 века наблюдается процесс распада этой системы, сопровождавшийся тяжелым аграрным кризисом. Далее на yes-khmelnytskyi.

Что стало причиной протестных настроений крестьян на Подолье?
Чаньковские крестьяне в 1857 году прибегли к акту массового протеста против произвола, который совершался в имении помещика Скибневского, владельца земель в Каменецком, Проскуровском, Летичевском уездах. Чаньковские крепостные испытывали большую нехватку пахотной земли. С предыдущим владельцем графом В. Красинским еще можно было находить общий язык. Он давал возможность довольно дешево пользоваться лесом, было пастбище, можно было купить кусок барской земли.
Новый владелец Виктор Скибневский стремился как можно скорее вернуть расходы на покупку у Винсента Красинского Дунаевецкого ключа. Поэтому он ужесточил условия. Начал со смены участков, лучшую землю Ивана Волошина забрал в фольварк, а ему дал худшую. И это был не единичный факт. Запахал пастбища. Весной велел своим инвентарем засеять в первую очередь барские поля. Крестьянские поля были засеяны в поздние сроки, а кое-где пустовали. На инвентарные правила управляющий не обращал внимания. Вынуждал работать 5-6 дней в неделю, отрабатывать барщину даже умерших и больных. Ребята младше 20 лет и девушки до 18 лет отрабатывали два дня барщины за один. Григорий Лагодюк зачислял два колеса только за один день барщины, а он в день мог сделать только одно. Эксплуатировался даже детский труд.
На Благовещение по приказу управляющего Антона Андрусевича были собраны чаньковские дети на поместье собирать пырей. Почти неделю держали их на работах, на ночь запирали в курятнику, где дети содержались “ни кушая, ни пив”. Не в лучшем положении была прислуга. А на Меланском фольварке работал 41 человек без нормального питания, одежды, обуви. Жалобы крестьян содержали примеры произвола и жестокости со стороны управляющего и его помощников. Они заставляли по стремянке на молотилку выносить по 5-8 снопов.
Непокорных жестоко наказывали – 20-30 ударов прутом. После очередной экзекуции сошел с ума сын Михаила Мазура. Беременную жену Федора Яцкова заставляли носить солому на скирду. Она сорвалась, покалечилась и умерла. А его спустя какое-то время заставляли отрабатывать за нее барщину.

Крестьяне обращались с жалобами к Подольскому губернатору
1856 год был неурожайный — страшный град нанес непоправимый вред. Пришлось обращаться в запасный магазин за ссудой. А это новая кабала – либо верни, либо отработай. Донимал солдатский постой. Чаньковчане вынуждены были выделить 39 подвод для перевозки провианта из Старой Ушицы в Могилев. Станислав Танасюк, Ананий Кардаш, Павел Пидлисный, Василий Ковальчук, Яков Дмитрук, Григорий Лагодюк получили от кассира Назара Танасюка в присутствии соцкого Ивана Гулеватого какие-то копейки. А остальные крестьяне остались в тираже. Не выдержав такой выгоды и болезни, крестьяне обратились с жалобой к помещику и сословному приставу. Однако им пригрозили, мол, крепостные и местечковое население распустилось за графа Красинского, почти безвыездно жившего в Варшаве. А Яков Басистый для страха был выселен из Чанькова в Поречье. Однако крестьяне не успокоились. Они нашли дворянина Василия Крыжановского, зафиксировавшего за их подписями жалобы губернатору.
Дело дошло до Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора и было взято на контроль. Ее разбирательством занялся предводитель дворянства. 22 июня 1857 года он вызвал в Дунаевцах 25 крестьян, подписавших жалобу. Но пришла вся деревня. Когда начали вызывать поочередно подписавших жалобы 25 человек, крестьяне устроили крик. Он обратил внимание жителей Дунаевец. Дело набирало нежелательный размах, поэтому власти начали искать компромисс. Старший сын В. Скибневского — Людомир обещал уволить с работы ненавистных крепостных А. Андрусевича и М. Ватраля. На следующий день крестьян собрали в Чаньковскую церковь, где им “внушили вновь должное повиновение своему владельцу и его управляющему”.
Напряжение крестьянской борьбы нарастало, сдерживать его становилось все труднее. 83 крестьянских двора в Дунаевцах получили 309 десятин земли, за которую должны были уплатить около 9900 карбованцов. Процесс выкупа земли проходил не просто. Крестьяне жаловались, что Б. Скибневский урезал наделы, давал худшие земли, отдаленные от городка, убрал общественный выгон. Большие проблемы для жителей города создавала построенная помещиком дамба. Именно из-за нее каждую весну огороды крестьян затапливало. Кроме того, воду загрязняли отходы из барской бойни.
Ограбление крестьян в ходе выкупа было типичной картиной. 168 дворов макивских крестьян, например, получили 474 десятины земли, за которую должны были заплатить 27847 карбованцев. За свои “благодеяния” Рациборовский требовал цену земли и пятую часть суммы. Когда же крестьяне протестовали, велел публично убить Ивана Кушнира, Федора и Николая Максимовых, Юськи Грищука, Федора Костюка и других.
Редкими были факты выкупа крестьянами за наличные деньги даже приусадебной земли. В Блищановке, например, его осуществили только четверо хозяев. До нас дошла памятка тех времен — договор о выкупе одной десятины 867 саженей земли жителем Блищановки Яковом Ивановичем Прокипчуком у помещика.

Решительную позицию в крестьянских протестах держали беднейшие слои населения
В революционной борьбе крестьянства против помещиков на землях Хмельницкой области сельские глитаи в большинстве своем выбрали нейтральную позицию, а во многих случаях переходили на сторону помещиков и нередко помогали царизму подавлять революционные выступления своих односельчан. Особенно активно действовали в этом направлении зажиточные крестьяне, занимавшие должности сельских старост и волостных старшин.
Наиболее решительную и последовательную позицию в крестьянском движении удерживали сельскохозяйственные рабочие и сельская беднота. Их поддерживало среднее крестьянство. Все они добивались полного уничтожения многочисленных остатков крепостничества и, прежде всего, помещичьего землевладения — экономической основы угнетения крестьян вчерашними крепостниками. В то же время, сельские пролетарии и полупролетарии настойчиво отстаивали свои классовые интересы, решительно боролись за улучшение своего материального положения и условий труда. Крестьянское движение в Хмельницкой области было стихийным и неорганизованным. Однако в процессе борьбы с угнетателями росли и совершенствовались элементы организованности, пробуждалось политическое сознание крестьян. Этому способствовала пропагандистская работа, которую поначалу вели революционные демократы, польские повстанцы, революционные народники.

Каковы последствия реформы 1861 года в Хмельницкой области?
Реформа 1861 года ликвидировала крепостнические порядки и нормировала отношения между крестьянами и помещиками, безусловно способствовала развитию капитализма. Однако в Хмельницкой области она еще больше усилила бедность крестьянства: они потеряли свыше 200 тысяч десятин земли, заплатили гораздо больше стоимости земли, во многих случаях получили худшие участки, чем до выкупа.
Реформа высвободила рабочую силу и поставила фермеров в нищие условия. Так что люди массово поехали в города искать работу. Реформа не удовлетворила вековых стремлений многомиллионного крестьянства. Аграрно-крестьянский вопрос, который в середине 19 века представлял важнейшую проблему всей общественно-политической и социально-экономической жизни страны, остался нерешенным. Многочисленные пережитки крепостничества: помещичьи латифундии, средневековое крестьянское надельное землевладение, отработки и кабала, сословная и общественная бесправность крестьянина, его покорение вооруженному землевладельцу — все это тяжелым бременем легло на плечи широких трудовых масс и наложило отпечаток на весь процесс развития Украины.
