В конце XIX века – начале XX века Проскуров стал настоящим городом. В этот период начато масштабное строительство, а торговля и промышленность активно развивались. Трудно не отметить во всех этих процессах семью еврейских купцов Маранцев. Больше об известной семье, их влиянии на развитие города расскажет Хмельницкий Yes.
История семьи купцов Маранцев
Трудно переоценить роль этой семьи, ведь именно Маранцы построили имение – областной кукольный театр. Было принято считать, что владельцем был Соломон Маранц, но найденные архивные документы опровергают эту информацию. Но начать следует с другого.
Во второй половине XVIII века началась история еврейской семьи купцов. Плоскиров был небольшим городком, а население не достигало еще и отметки в две тысячи. Торговля и ремесла, ярмарки – все это активно развивалось в те времена. Еврейская община города внесла значительный вклад в развитие этих составляющих.
Молодая семья Мейера-Михеля Маранца приехала в Плоскиров (в 1795 году город называется Проскуров) в 1781 году. Процедура не была легкой, ведь нужно было получить разрешение на поселение. Маранц после этого начал активно заниматься трактирщиком. Это помогло семье получить значительное состояние.

Купеческое дело
В начале XIX века сын Маранца Лейба стал заниматься купеческим делом. Мужчина умело воспользовался выгодным расположением города. Напомним, еще в 1793 году город стал частью Российской империи, однако практически рядом была граница с Австро-Венгрией. Лейба сразу отметил удобный транспорт на Одессу. Он решил торговать с одесситами и австрийцами.
Купеческое дело стало настолько выгодным, что он впоследствии передал его двум сыновьям. Гершко начал торговать с Австро-Венгрией («венская» ветвь торговли), а Шлема – с Одессой («одесская» ветвь торговли). Так что этот период назвали эпохой купцов Маранцев, для которой было характерно:
- развитие местной промышленности;
- строительство поместий;
- влияние на местное самоуправление.
Старейший жилой дом города
Именно в этом доме (на улице Каменецкой, 16) когда-то жила богатая семья еврейских купцов. Возможно, он выглядит неприметно, но на самом деле это уникальное сооружение, построенное еще в 1862 году. Владельцем был купель второй гильдии Гершко Маранц. Интересен тот факт, что он входил в топ-5 самых богатых торговцев города. К тому же купец владел недвижимостью в Вене.
Место для своего будущего дома он выбрал не просто так, ведь в те времена это был центр Проскурова. Именно у улицы Каменецкой функционировали магазины и разные учреждения, находились две мельницы.
На первом этаже дома Маранца находились магазины и еврейская библиотека (первая в городе), а уже на втором этаже семья отдыхала, ведь это были жилые комнаты. Дом с большими подвалами, со старыми сводами, которые уцелели до наших дней. Это не случайность, ведь просторные подвалы – это подземные сети от одного здания к другому. Еврейские купцы хорошо понимали их ценность из-за следующего:
- в таких подвалах можно разместить крупные партии товаров;
- благодаря таким подвалам зажиточные семьи спасали свои ценности во время погромов;
- такие подвалы могли даже спасти жизнь.
В местном архиве можно найти информацию о том, что сооружение не подвергалось перестройкам. Единственное, что изменилось – это фасад и все. Из-за нового строительства, а также из-за активного проведения подземных конструкций, большая часть таких подвалов была потеряна. А с ними и история этих мест.
Гершко Маранц вошел в историю города как меценат. Он поддерживал иудейское сообщество, жертвуя средства на развитие еврейской общины. Он участвовал в религиозной жизни. Известно, что он предоставил жилье казенному раввину.

Соломон Маранц
Сыновья Гершко Маранца продолжили «венскую» ветвь. Больше всего прославился Соломон, которого раньше считали владельцем дома на улице Проскуровского подполья, 73. Это не так, ему принадлежало другое имение, ступеньки которого выходили сразу на Александровскую улицу. Перед поместьем находились цветники, что выглядело чрезвычайно завораживающим.
Соломон Маранц был богатым купцом, однако он отошел от традиций, которых придерживалась его семья к тому времени. Мужчина прославился в качестве промышленника, поэтому взял курс на сближение с местными помещиками и городскими властями. Его подлинное имя Шлема Гершкович Маранц, однако, он стал Соломоном.
Городские власти и Соломон Маранц
Мужчина решил серьезно заняться промышленностью, связи с местными помещиками и городскими властями в этом случае пригодились. Он начал дружить с графом Каролем Пшездецким, у которого взял в аренду восемь сел в Черноостровской волости. Соломон начал выращивать свеклу.
Стоит добавить, что граф владел многими деревнями в Черноостровской волости. Дружба с графом посодействовала и тому, что выращенную свеклу он продавал сахарному заводу Пшездецкого. В 1889 году еврейский купец выкупил завод и перевез в Проскуров. Он не сохранился до наших дней, однако в конце XIX века – это было крупнейшее промышленное предприятие в городе. Трудно представить, но за год оно производило около 90 тысяч тонн сахара.
Через несколько лет Соломон Маранц построил паровую мельницу как раз вблизи сахарного завода. Для города это было подлинной индустриальной революцией, событием незаурядного уровня. Все потому, что до этого работали только водяные мельницы.
В последующие годы Соломон основал первые акционерные общества в городе, но интересы владельца не заканчивались только на предпринимательской деятельности. Он хотел иметь влияние на местное самоуправление, вопрос состоял только в том, как этого добиться.

Потомки Соломона Маранца
Соломон Маранц решил любезно предложить часть помещений собственного особняка для общественных собраний. Целью их проведения было решение важных вопросов благоустройства или дальнейшего развития города. В состав таких собраний входили только самые влиятельные и богатые горожане. Их можно поделить на промышленников, купцов и военных. Конкретно они предлагали публичной думе предложения, которые рассматривали их.
Известно, что Соломон Маранц умер в 1902 году, а в Проскурове в то время его потомков не было. Несмотря на то, что два сына и три дочери известного промышленника и купца жили в Вене, однако это не помешало руководить родительским делом из-за границы.
Впоследствии дочь Августина приехала в Проскуров и унаследовала имение отца. Она решила расширить недвижимость, поэтому напротив имения построила два доходных дома. В одном из них находится Хмельницкая детская музыкальная школа №1 имени Николая Мозгового. Августина уже в 1911 году решила продать недвижимость, другие дети тоже потом продали предприятия известного и успешного отца.
История города интересна, как и удел его жителей. Хмельницкий историк и краевед Сергей Есюнин поделился информацией, найденной в архивных документах. Семья еврейских купцов, безусловно, повлияла на развитие города. Их семья росла, постепенно менялись интересы, но их успех трудно переоценить. Кто-то вошел в историю как купец, кто-то – как предприниматель, меценат. Мужчины семьи Маранцев имели амбиции и в политике, однако о женщинах (кроме одной из дочерей Соломона – Августины) практически ничего не известно.